Новости: испытания лазерной системы поджига

20 июня 2018 г. в испытательном комплексе «Конструкторского бюро химавтоматики» (АО КБХА, г. Воронеж), впервые в России проведены успешные испытания лазерной системы поджига кислородно-водородного топлива жидкостного ракетного двигателя. Информация об испытаниях представлена на официальном сайте АО «НПО Энергомаш» (http://engine.space/press/pressnews/2253/). Всего было проведено три включения, в ходе которых впервые поджиг кислородно-водородного топлива в двигателе производился лазерной системой зажигания непосредственно в камере сгорания, без использования специального запального устройства.

Фото с сайта АО «НПО Энергомаш»

     Указанные испытания выполнены в рамках совместных работ АО КБХА и ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша». Лазерная система, разработанная в ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша», показала надежность при многократных включениях двигателя во всем диапазоне режимов, включая воздействие криогенных температур и тепловое воздействий во время и после пуска. Уникальность этой системы заключается в её массогабаритных и энергетических параметрах. Так, вес лазера составляет 450 г, масса блока питания – 900 г. Лазер пристыковывается непосредственно к камере сгорания, мощность лазерных импульсов достигает 20 МВт при высокой частоте следования импульсов в течение всего процесса запуска двигателя.

Фото работающего лазера с оптическим пробоем в воздухе

     Принцип воспламенения топлива в камере сгорания основан на инициации оптического пробоя в объеме воспламеняемой среды (патент РФ № 2468240). Температура плазмы в области пробоя достигает 500 тысяч градусов, что обеспечивает воспламенение любых топливных пар в широком диапазоне соотношений компонентов.
Минимальные габариты лазера достигнуты за счет использования диодной накачки, не требующей специальной термостабилизации в широком диапазоне температур.